Анализ сказки о рыбаке и рыбке

Помните тот самый неразрешимый вопрос: В индийском варианте сказки старуха признает главенство мужа и требует, чтобы он попросил у рыбки сделать не ее, а его старостой, а потом махараджей. В пушкинском варианте старик — бескорыстный безотказный бессеребренник.

Сказка о рыбаке и рыбке. А. С. Пушкин

Но в народных сказках старуха и не требует от золотой рыбки, волшебной птички или какой-либо другой ипостаси Высших Сил прыгнуть выше головы. Сказка Пушкина имеет куда более широкий смысл, чем мораль о том, что жадность наказуема. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ. В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.

сказки о рыбаке и рыбке с моралью

Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница. Об этой борьбе написано немало философских, религиозных, художественных и психологических книг. Пушкина, пословицы, одиннадцать картинок с изображением золотой рыбки для игры;. Пушкина, с русскими народными сказками;. Пушкина и народных сказок, поговорим о главных героях сказки. Подготовка к разбору сказки. Что понравилось в сказке? Все ученики делятся на 3 группы. За правильный ответ забирают рыбку. У кого улов будет больше? Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы. Таким образом , представленные программы свидетельствуют о следующих тенденциях в начальном обучении чтению: Каждая из программ интересна по-своему, и право учителя - выбрать для своей работы одну из них. Далее я представляю конспект урока по литературному чтению на тему: Знакомство со сказкой "Сказка о рыбаке и рыбке" А. Пушкина; родословная поэта; иллюстрации к сказкам. Цитата поэта Что за прелесть эти сказки! Каждая из них - поэма ; Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Журнальный столик, свечи в подсвечнике, чернильница, перо, книги; реквизиты и костюмы для инсценировок; корзинка с орешками; аудиоматериалы к уроку; учебник Маленькая дверь в большой мир" 1 часть авторы Р. Прежде чем мы начнём серьёзную работу, выполняем упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Выходят мальчик и две девочки в белых бальных платьях. Они зажигают свечи памяти у портрета Пушкина, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя присутствующих. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Показывается портрет Прочитайте тему урока. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. Мать поэта, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, внучка арапа Петра Великого была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Они были верными друзьями. В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал показываю на родословной и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме. Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки. Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее. Удивительные сказки писал Пушкин: Давайте вместе вспомним эти сказки. Показываются иллюстрации фильма Сказка о царе Салтане… Песня Белочки Во саду ли, в огороде. Какие три дива были у князя Гвидона?

сказки о рыбаке и рыбке с моралью

Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь. Белочке очень понравилось, ребята, как вы отвечали на вопросы, и решила преподнести вам сюрприз раздаются грецкие орехи. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части. Дети танцуют под песню Задумал да старый дед исполнитель: Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки - это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже. Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру. Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:. И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто сидит царицей" - уселась на трон в роли царицы. Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках? Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море. Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее? Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал. Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи. А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания. Написать мини сочинение предложений. Свечи памяти гаснут, но строки А. Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах. Благодарю всех ребят за активное участие на уроке, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Подводя итог исследованию вопроса об определении художественного своеобразия сказки А. Пушкина "О рыбаке и рыбке", автор делает следующие выводы:. На основе определений "сказки" и "литературной сказки", содержащихся в 17 толковых словарях и энциклопедиях, изданными в период конец 19 века по настоящее время, автор определил: Основное отличие сказки от остальных жанров словесного искусства, в том, что события и герои в ней вымышленные, участие волшебных и фантастических сил возможно, но не обязательно.

Другие ученые, признавая за народной сказкой роль жанровой первоосновы, говорят о постепенном удалении литературной сказки от своего фольклорного источника.

сказки о рыбаке и рыбке с моралью

Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:. Пушкина, в тексте которого выделены красочные, реалистически достоверные изобразительные детали, которых не знала народная сказка:. Пушкина раскрывает отношение писателя к своему герою следующим образом: Он был и остается простым крестьянином-рыбаком…. Мораль сей сказки такова: Если тебе досталось что-то на халяву - то не жадничай. А то и того, что было не станет. В этой сказке отражена истинная женская сущность , хочу все и всегда. Но конец сказки очень клевый. Хотя ваша хищная натура потреблять на халяву от природы заложена. На мой взгляд дело было так. Будучи молодым и влюбленным мужик неудачно женился, и после нескольких лет притирок с женой он понял, что баба жадная, властолюбивая, егоистичная, злобная, капризная - гадина! Жадная и неумеренная в своих желаниях старуха не сумела вовремя остановиться и потеряла все то, чем одарила рыбка. Причем, одарила даже не ее, а старика. Отсюда вытекает и вполне доступная пониманию любого читателя мораль сказки — уметь вовремя остановиться в своих желаниях, амбициях и претензиях. Но эта мораль при всей ее правильности и очевидности не объясняет множество других загадок этой коротенькой сказки. Почему речь идет о старике и старухе? И кто такие эти старик и старуха? Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это. Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно.

  • Стоимость резиновой лодки в спб
  • Оснастка фидера фото видео
  • Ловить краб камчатский
  • Когда самая рыбалка в астрахани
  • Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха. Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, то есть нарушается субординация. В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены.

    Чему учит "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина: анализ произведения

    Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Что она захотела попросить у рыбки? Здесь очень важно, как Пушкин об этом говорит: Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, то есть упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя , то есть в гармонии с природой, со всем внешним миром. Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа. Ступай к морю, говорят тебе честью; Не пойдёшь, поведут поневоле". Старичок отправился к морю Почернело синее море. Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей". Старичок к старухе воротился, Что ж? В ноги он старухе поклонился, Молвил: Ну теперь твоя душенька довольна? Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей затолкали. А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила, А народ-то над ним насмеялся: Для него было удивительно то что произошло, захотелось рассказать обо всем. Что произошло после того, как старуха попросила корыто? Захотела стать столбовой дворянкой?

    сказки о рыбаке и рыбке с моралью